Злая пуля, учи меня жить
Агитатор, учи меня думать (с)


Собираясь в деревню на недельку с целью чисто так отдохнуть, я долго (минут 5) думала, какие две книги из взятых накануне в библиотеке взять. Одна из них меня заинтересовала - "Стук в золотые врата" называется, нечто такое ультраправославное. Вторая - "Психология интегрального общества", про такую фишку, как интегральное воспитание. Этим всем интегральным воспитанием как офигенно крутой вещью нам на дискуссионном клубе некоторые личности все уши прожужжали. Лекции на эту тему меня не вдохновили, да и оставалось много темных моментов. Книга поначалу тоже не особо вдохновляла и казалась скучной, ее я взяла с расчетом на то, что в условиях отсутствия интернета все равно ж надо чем-то заниматься, так хоть с пользой. Дело там явно поставлено широко, и дураку понятно, так что...
Короче, не пожалела ни разу. Такой увлекательнейшей книги я давно не читала, спасибо автору, товарищу Лайтману. Каждая новая страница открывала мне очередную гениальнейшую мысль! Дабы не забыть и не пропустить ничего, я везде, где находила что-то интересное, оставляла закладки. Теперь у меня вся книга в закладках, еще и с комментариями на полях. Надо будет постирать, перед тем как сдавать. Хотя такую книгу и сдавать в библиотеку жалко!
Методика интегрального воспитания. Выводы. По книге "ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА"


Итак.
Суть.
Есть группа - в 10 детей и два воспитателя. Они постоянно учатся вместе, ходят на экскурсии, учатся общаться. Воспитатели находятся "на уровне" детей и мягко из подталкивают к нужной деятельности.
Воспитатели объединяются в свои группы. Среди них тоже есть, видимо, два воспитателя, которые воспитывают уже их.
Те же в свою очередь...
В общем, в итоге получается этакая пирамидка. Сверху явно будет "совет десяти мудрецов (пока что назовем их так, да... пока не дошли до минусов). Вот такая система общества и воспитания. Ну и там свои заманухи. Это позволит построить интегральное общество, когда все связаны со всеми, ну и как-то уменьшит конфликты меж культурами - система воспитания-то одна.
Хотя нет, это не суть, читайте книгу.


Несомненные плюсы как идеи, так и книги.

1. Конфликты между странами действительно пора решать и что-то с этим делать. Да и грамотное перераспределение ресурсов тоже оченно поможет если не всем, но многим. И истинно так, что "все люди одинаковы перед Бо-Гэ"(С), а потому понты, особенно материальные, как-то выглядят не то чтоб очень, особенно на бытовом уровне.
2. Хорошая, реально хорошая система образования, формирующая интегральный взгляд на мир, а именно - что все науки со всеми связаны, что каждая наука - только часть общей системы, что каждая часть жизни людей связана со всеми науками.. в общем, везде связи, везде связи. А ведь мозг человеческий так и устроен, что запоминает и мыслит благодаря связям. И не надо говорить, что это было придумано недавно - ведь все науки произошли в свое время от одной - философии, тобишь любви к знанию. Осознанное обучение позволит детям легче находить общие закономерности, легче понимать и следовательно усваивать материал, а также снабдит хорошими, годными методами познания.. в общем, идея на 5+.
3. Срок обучения планируется уменьшить настолько, чтоб к 18 годам ребенок закончил не то что школу, а и получил высшее образование. Разумно и я бы даже сказала вполне возможно, при грамотном подходе. Я была в школе и знаю, какая прорва времени выбрасывается впустую. И какой там КПД большинства занятий.
4. Что более ценно - обучение на практике. Экскурсии, походы, опыты, обсуждения, работа в библиотеке, фильмы, которые сами же дети и снимают. Шикарно! Визжу от восторга. То-то будет здорово, если получится ввести такое вот дело.
5. На каждые 10 детей по два воспитателя. Таким образом уделяется время каждому ребенку. Разумно, при обеспечении соответствующих условий. Но это уже средней ценности идея, по сути-то. Формы обучения могут быть разными.

А теперь по минусам.


1. Какие-то нахрен постоянные психотехники. Поставить себя на место другого - очень ценное и полезное умение, которое реально помогает в жизни, но когда ты почти не возвращаешься на "свое" место, когда ты растворяешься в коллективе, когда "нет "я", есть "мы"", причем это не пропаганда, это реально утрата собственного "я"... Оно нам надо? Разумеется, к утрате собственного "я" стремятся многие, всякие там духовные искатели тоже говорят о том, что "я" нам нафих не нужно и надо его менять, исправлять, избавляться... Но не заменяя надстройкой из чужого мусора и чужих идей!
2. Личное вообще никому не интересно. Нарисовал какой-то чудик "Джоконду" - тю, фигня. Нарисовала группа, из которой у 95 процентов участников нестандартное расположение рук, какую-то мазню - это же шедевр! Все, что человек создал сам, не имеет никакой ценности. Так-то!.
3. Все происходящее в группе детей снимается на камеру и каждый инцидент сразу же обсуждается. Экскурсия в душу, не снимая калош. А если человек не хочет, чтоб к нему в душу лезли? Но - ах да, нет я, есть мы, и вообще, никто себе не принадлежит, только другим.
4. "У ребенка не должно быть свободного времени - он не желает этого (с)", их нельзя оставлять одних, дескать, останется ребенок один - и будет тосковать и не знать, чем заняться. Разумеется, будет. Если до этого он денно и нощно находился в обществе других таких же муравьев, и уже сам себя занять не умеет. Более того, сам себя боится. Это раз. Два - оставшись один, пациент может вдруг или сойти с ума, или внезапно обнаружить у себя наличие собственного мозга (хотя откуда, при таком-то воспитании?). Ни первое, ни уж тем более второе не выгодно обществу.
5. "Крепче и крепче в сердце холодном ненависть" (с). Что за мысль, что все, вот буквально все друг друга ненавидят? Что все пытаются вырвать друг у друга последнее ведро бензина и последнюю шоколадку? Да на худой конец есть и велосипеды, а то и самокат склепать можно. Ненависть - черта больных людей, и ее ведь тоже не пытаются как-то убирать - нет, она типа нужна, чтоб острее чувствовать любовь вопреки ненависти. Что за бредовый подход?
Впрочем, да. Не имея возможности отдохнуть от постоянного присутствия рядом других людей, вынужденный ради одобрения общества постоянно отказываться от своего я, своих интересов, своих мыслей, человек действительно начнет всех вокруг ненавидеть. Что-то мне вспоминаются пятиминутки ненависти ради большой любви. Где ж я про это читала?
Нагнетание, нагнетание...
6. Ротация. То есть перемешивание детей и воспитателей в группах, которое происходит достаточно часто. Дескать ко всем надо относиться одинаково ровно, не должно быть ни врагов, ни друзей, человек не должен зависеть от кого-то другого, а только от общества, и в этом смысле он будет индивидуалистом. Конечно же, в обществе, где нет личности, не может быть и личных симпатий. Постоянное одиночество - и наличие общества вокруг, запрограммированных биороботов в совершенно предсказуемым поведением. Суррогата любви. "Какая мне разница, как его зовут? И даже его характер мне не важен, его мысли, чувства" (с)
Мне вот интересно, когда они додумаются перемешивать мужей и жен, детей в семьях? Или уже додумались, только пока что никому ничего не говорят. Ждут, пока вырастет молодое поколение, готовое воспринять эту идею. А что, ко всем же надо относиться одинаково ровно. Какая разница, чей ребенок?
7. И вообще, родители воспитывать не должны. Они все равно ничего не понимают. Накормили, напоили, обняли, спать уложили - свободны.
8. "В той мере, в которой он "недочеловек" - не находится в отдаче, в любви к другим, в той мере и мир проявляет себя к нему иначе - не как мать"(с). Это про человека, да. Ежели не пускаешь никого в свою душу, ежели ты сам по себе - ты единоличник и куркуль, и мир к тебе... мир, да. Общество - часть природы, часть мира. Каждый человек - часть общества. Личность ничего не значит. Тело ничего не значит. Ну и какая разница, если одним телом станет меньше? Тем более дефективным. Тьху!

Ну и в заключение.
"Мы действительно включены в единое поле энергии, мыслей, разума, желаний, намерений. Оно не находится в нашем теле. Это то, что между нами, что связывает нас. Это поле, состоящее из электромагнитных волн, которое связывает всех, находится в пространстве,благодаря которому то, что я чувствую, почувствуешь и ты, то, о чем я думаю, будет думать другой и т.д. "(с)

Мне это напоминает другую цитату.
Мы стремились заменить индивидуальность человека, соответствием. Заменить... сходством... единством, позволяя каждому мужчине, женщине и ребёнку одинаково жить в этом большом обществе. Концепция строительства одинаковой окружающей среды позволяет каждому из нас, в любой момент быть уверенным, что и завтра будет также как и прежде. (с) фильм "Эквилибриум".

Я с подросткового возраста люблю антиутопии, но вот жить в них мне не улыбается.
Как я уже говорила, в книге правильно указано, что нужно решать конфликты между странами, нужно как-то гармонизировать наши культуры, нужно что-то делать с системой образования. Вопрос стоит, и поставили его не мы, и не интегралисты (они же лайтмановцы), а сам мир. Для решения вопросов и изменения жизни у нас уже многое есть. Есть методика ненасильственного общения, позволяющая договориться с наиболее разумной частью населения. Есть интернет, позволяющий включить в общую культуру детей наиболее агрессивной его части (что, кстати, тот же Лайтман очень хорошо подметил). Но кое-чего нет.
И оно нам очень нужно.
Но не такое. Точно. Я про минусы.
А ведь про них никто не скажет. И когда начнется вестись речь об интегральном воспитании - а это уже, вполне возможно, не за горами - в первую очередь будут говорить о плюсах такой методики. И знаете, люди-то поддержат, идеи ведь годные. Шикарное блюдо, приправленное ядом. И кто там будет разбираться, пока поздно не станет...

А впрочем что там, я баба, мне не понять! Это прямым текстом сказано в конце книги.

Ну и остаются вопросы. Парочка так, личных, местечковых. Почти риторических.
Вот тот дискуссионный клуб, в коий я так долго ходила - проба пера, попытка протолкнуть свои идеи в неподготовленные массы? Если да, она бездарно провалена. Недаром на продолжение денег не дали.
Или попытка выяснить, какие у масс вообще идеи, как ведут себя разные люди? Тогда результат, видимо, есть.
А кто ж главный воспитатель в той группе, коя все это организовала? Хотя вот это как раз и не мое дело.